Все согласятся с тем, что уют в доме немыслим без хорошего освещения. Ведь 80% информации об окружающем мире мы получаем через органы зрения. Приглушенный свет для создания полумрака у камина, яркое освещение в столовой или на кухне, не слепящий свет для работы за компьютером - любой правильно используемый свет расставляет акценты и дарит нам чувство защищенности. И наоборот: неправильно используемый затрудняет восприятие мира. Перегрузка и усталость глаз вызывает головную боль, вызывая психический дискомфорт. Чрезвычайно сильно раздражают прямой слепящий свет открытых ярких ламп и неправильно размещенные светильники. Только гармоничное распределение света обеспечивает хорошую видимость и зрительный комфорт, а следовательно не приветствуется ни монотонная яркость, ни полумрак. А сбалансированным соотношением света и тени можно подчеркнуть форму предметов, облегчить ориентацию в помещении. Критерии выбора светильника Перед многими часто возникает вопрос: как правильно выбрать светильник? Для начала разберемся с основными терминами. Многие путают понятия "лампа" и "светильник". "Лампа" (в народе называют "лампочка") - это искусственный источник света. В свою очередь, "светильник" обозначает весь световой прибор, который защищает лампу, распределяет и направляет ее свет. При покупке светильника многие совершают типичную для всех ошибку: выбирают самый красивый светильник или тот, который подходит по стилю к интерьеру. Впоследствии возникают проблемы: чтобы почитать в кресле, не напрягая глаза, приходится включать все светильники в комнате, в ванной невозможно ни побриться, ни накраситься, а когда гости собираются за столом, лица их приобретают странный оттенок. Конечно, внешний вид светильника очень важен, однако следует определиться: для какой задачи он предназначен? Каким должен быть его свет?
Светильники различают по типам светораспределения. Их несколько:
- Прямое. Свет направлен строго в одну сторону. Узкий световой пучок предназначен для точного направленного освещения.
- Преимущественно прямое. Основная часть светового потока направлена вниз. Меньшая - мягко рассеивается вверх, создавая декоративное освещение.
- Равномерное. Свет распределяется ровно во все направления. Как правило, светильник из прозрачного материала (например, шар из матового стекла). Создается ровное фоновое освещение, однако отсутствуют акценты для создания настроения.
- Преимущественно рассеянное. Свет ламп высокой мощности направлен на рефлектирующие стены или потолки. Меньшая доля косвенного света подчеркивает форму светильника и расставляет акценты.
- Рассеянное. Свет направлен только на отражающие поверхности стен и потолка. Гармоничное освещение достигается при помощи комбинации светильников с различным распределением света.
Свет и пространство
С изменением яркости света, отражённого от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, варьируя яркость, можно "корректировать" объём помещения.
- Тёмный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Слишком светлый пол "снижает" высоту помещения. Более светла стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.
- Цвета тёплых тонов "приближают" предметы (например, жёлтая стена кажется ближе), а холодных - "удаляют".
- В маленьких помещениях для визуального расширени пространства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещённость стен и применять отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших - применять тот же приём, но для пола и потолка.
- Окна, картины и зеркала способствуют "расширению" пространства.
- При освещении больших помещений лучше использовать светильники прямого света.
- Следует помнить, что чёрный цвет "сужает" помещение, а белый - "расширяет".
- Если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться ещё более узкой. Чтобы её зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещённой к одной из стен.
- В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например бра.
Свет и форма
То, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нём теней. Значит, свет может "управлять" формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь - правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объёмный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объёмность теряется.
- Наилучший результат даёт сочетание рассеянного или отражённого освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отражённого света.
- Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом.
- Если поверхность освещена неравномерно, то её отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях. · Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.
Свет и цвет
- Если в комнате создана равномерная освещённость, то тёплый цвет воспринимается ярче, чем холодный.
- Если поверхность предметов, стен и т. д. окрашена в тёмный цвет, то их фактура и обработка не будут хорошо видны.
- На ярком фоне объект выглядит темнее, а на тёмном - светлее.
- Цвета тёплой тональности выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.
Светоцветовой комфорт
Зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости. Однако слишком монотонное освещение - это тоже не совсем удачное решение. Если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зрительное утомление увеличивается. При отделке больших площадей лучше использовать цвета, имеющие малую насыщенность.
Цвет и настроение
Известно, что цвет эмоционально воздействует на человека. Красно-оранжевые тона оказывают возбуждающее действие. Зелено-голубые тона создают ощущение прохлады и покоя. Белый и чёрный тон подчёркивает парадность и праздничность обстановки. Следует учитывать, что восприятие одного и того же цвета может сильно зависеть от климата местности, а также от привычек и вкусов человека.
Мнение специалистов
Трудно сказать совершенно определённо, какие светильники лучше использовать в данном помещении. Возможно лишь порекомендовать придерживаться общих правил устройства освещения в квартире. Так, в коридоре и других помещениях, где потребность в освещении постоянна, лучше применять светильники общего освещения с компактной люминесцентной лампой (КПП). В гостиных чаще пользуются светильниками общего и местного освещения (там, где это требуется: у журнального столика, за телевизором, в зоне отдыха и т. д.). В спальне уместен приглушённый мягкий свет светильников отражённого света. Возле кровати, на тумбочке, можно поставить лампу небольшой мощности или ночник, а для трюмо подойдут источники света с хорошей цветопередачей. В детских комнатах необходимо как общее освещение, так и местное. На кухне, помимо использовании основного светильника с лампой накаливания, нужна подсветка рабочих зон, где готовится пища, моется посуда. Для этого удобны светильники с люминесцентными лампами мощностью до 30 Вт. Кроме того, для подсветки в шкафах, ящиках и другой мебели могут применяться малогабаритные светильники. Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение, необходимо применять отдельно расположенные люминесцентные светильники, светящиеся панели, различные отделочные материалы с повышенным коэффициентом отражения, в качестве искусственного источника света можно использовать люминесцентные лампы холодно-белого и тепло-белого света.
19.03.2020